Бизнес-процессы совещаний

Виды служебных совещаний

Перед тем, как начать рассмотрение этапов и процессов совещаний, приведем укрупненную классификацию и укажем признаки служебных совещаний.
Титул этапы совещанийПо  видам служебные совещания обычно разделяют следующим образом:
Информационные (инструктивные) – доведение информации, сведений, выдача поручений и распоряжений “сверху вниз” по схеме управления до исполнителей, контроль исполнения поручений;
Оперативные (диспетчерские) – получение информации “снизу вверх” от подчиненных, о состоянии дел, рассмотрение отчетов, анализ и  решение текущих вопросов, выдача и контроль исполнения поручений;
Проблемные (ситуационные) – коллективный, командный анализ состояния дел, а также сложных ситуаций, проблем, стоящих перед компанией и выработка наилучших решений по этим проблемам.
Обычно эти виды совещаний проявляются при рассмотрении отдельных тем и вопросов, определенных в повестке дня одного или нескольких совещаний. Возможны также отдельные совещания, полностью ориентированные на тот или иной вид рассматриваемых вопросов.

Признаки служебных совещаний

Можно указать несколько главных, характерных признаков, а фактически – требований, в совокупности определяющих, что проводятся именно служебные совещания:
  1. Совещание имеет четко очерченную конфигурацию, проводится в рамках данной компании (подразделения, группы)
  1. На совещаниях определенно и недвусмысленно задана цель и тематическая направленность рассматриваемых вопросов повестки дня
  1. Эти мероприятия отличаются регулярностью проведения (еженедельные, месячные и т.д.), с фиксацией дней недели и времени начала
  1. Служебным совещаниям свойственна относительно устойчивая повестка дня, темы (разделы, или вопросы) которой переходят от совещания к совещанию
  1. На совещаниях устанавливается, стабилизируется и мало изменяется во времени руководство и ядро участников
  1. Для фиксации хода и решений совещания по повестке дня ведется протокол совещания, который утверждается направляется на исполнение участникам
  1. Решения (поручения) совещаний, зафиксированные в протоколах, ставятся на  контроль и их исполнение проверяется (существует механизм контроля совещаний)
Если на Ваших совещаниях этих признаков нет, то, возможно,  вы проводите какие-то другие совещания, не служебного характера. Вам надо определиться с признаками и основными видами служебных совещаний. Это можно принять сначала в принципиальном плане, а потом и закрепить в регламенте совещаний или в более коротком документе, например, памятке по проведению совещаний.

 

Этапы и процессы совещаний

Обычно, рассматривая служебные совещания, делают упор на подготовке и проведении этих мероприятий, при этом лишь касаются вопросов контроля исполнения решений и не затрагивают другие важные составляющие успешных совещаний.
Бизнес-процессы совещаний 05Предлагается для служебных совещаний, установить более четкое и детальное структурирование. На основании анализа множества повесток дня, протоколов совещаний и других материалов, и с учетом литературных источников выделены следующие 6 процессов или этапов совещаний:
Этап №1 – организация совещаний – определение круга участников, формирование плана совещаний на период, выбор тематики и разработка регламента совещаний;
Этап №2 – подготовка совещаний – рассылка уведомлений,  напоминаний и материалов к совещанию, уточнение сроков, повестки дня и списка приглашенных, проверка готовности помещений и т.д.;
Этап №3 – проведение совещаний  – обсуждение тем и вопросов совещания, выработка решений, выдача поручений исполнителям по повестке дня, подготовка проекта протокола совещания;
Этап №4 – завершение совещаний – принятие решений и оформление протокола совещания, включая подготовку, согласование, утверждение и рассылку протокола;
Этап №5 – контроль исполнения  решений совещаний   – мониторинг исполнения поручений совещания, фиксация результатов исполнения поручений, оценка исполнительской дисциплины, подготовка вопросов для следующего совещания;
Этап №6 – анализ материалов совещаний – анализ истории вопросов, поиск прецедентов в протоколах, получение статистики затрат времени и трудозатрат,  просмотр материалов совещаний, оценка качества и совершенствование совещаний;
Такая последовательность этапов в большей мере отражает реалии, существующие при организации и проведении совещаний, а также обеспечивает четкое структурирование и всестороннее описание процессов служебных совещаний на уровне, необходимом как для разработки регламентов, так и для автоматизации управления ими.
При этом выстраивается естественная последовательность действий всех участников совещаний по стадиям до, во время и после совещания, а именно:
  • Стадия подготовки = этапы организации и подготовки совещаний;
  • Стадия проведения = этапы проведения и завершения совещаний;
  • Стадия контроля = этапы контроля и анализа совещаний.
Далее в книге будут подробно рассматриваться особенности каждого этапа служебных совещаний и действия руководителя, секретаря и участников на этих этапах.
Электронная книга “Основные этапы и бизнес-процессы совещаний” поставляется в составе инфопродукта “Эффективные совещания”.