Борьба с манипуляциями: действие и противодействие
Иногда манипулятор вынуждает к ответу объект своей атаки, не оставляя других вариантов. Здесь уже следует руководствоваться общими рекомендациями психологов по борьбе с манипуляциями, начиная с самого главного – с выявления и осознания, что подвергся атаке манипулятора, что не всегда своевременно обнаруживается. А затем не бояться, не демонстрировать слабостей, использовать пассивные и активные методы, прибегая при необходимости и самому к манипуляциям и т.д., дать достойный отпор подобной информационной агрессии и выстоять.
Надо заметить, что циничные действия руководителя-манипулятора можно остановить циничными же действиями участников совещаний (в той степени, в какой они могут себе такое позволить), на наглость отвечать наглостью, это хорошо и быстро отрезвляет, приводит в чувство зарвавшихся. Особенно при наличии у начальника привычки на совещании назначать жертв, козлов отпущения, объектов для перекладывания своей вины, мальчиков для битья, фигур для снятия стресса и т.д.
Такой ответ является сильнодействующим средством, возможно, одноразового применения. Для того, чтобы поступать так, от желающего избежать подобной участи и выбраться из манипулятивной трясины, нужны не ответные разовые истеричные вспышки противодействия, а сознательная и продуманная линия поведения, включающая волевые усилия и поступки, направленные на обеспечение своего достоинства в служебном окружении, что непросто осуществить, находясь в зависимом положении.
Но ведь и герои мучились подобными вопросами, вспомним Гамлета с его «to be or not to be…», как давно это было сказано.
Самое главное орудие против манипуляций – культура руководителя и корпоративная культура в целом, способность и направленность менеджмента на консолидацию сил, опыта, профессиональных качеств сотрудников для решения стоящих задач и достижения целей компании.