Манипуляции на совещаниях: заключение
Совещания – удобная площадка для различных манипуляций, где они проявляются самым неожиданным образом. Жертвой манипуляций может стать руководитель совещания, его отдельный участник, группа сотрудников, а иногда и все собрание в целом.
Эффективность совещаний будет дополнительно снижена действиями манипуляторов всех мастей и их жертв (зачастую, это одни и те же лица, в различных ситуациях и на различных совещаниях), если дать этим страстям разыграться. Манипуляции также могут закладываться задолго до совещания, в явном виде проявляться в процессе совещания и действовать после того, когда это мероприятие уже завершено. Выявление и борьба с манипуляциями – постоянная обязанность и руководителей и участников совещаний, поскольку манипулятивные интенции у людей принципиально невозможно искоренить, тем более, сделать это в служебной обстановке, раз и навсегда.
Наиболее сильным по потенциалу манипулятором является руководитель совещания. Об этом должны помнить все участники, особенно начальник, и использовать методы контроля и самоконтроля на предмет предупреждения манипуляций. На манипуляциях руководство может выиграть, говоря в спортивных терминах, один матч, но на них нельзя стать победителем в чемпионате. Необходимо свести ущерб от манипуляций к приемлемому уровню и что очень важно, попытаться понять глубинные причины манипуляций, отыскать за внешними их проявлениями скрытые дефекты в процессах управления людьми и ресурсами.
Благоприятный для манипуляций климат возникает в ситуации, когда руководство организации думает и решает, а сотрудники подчиняются и исполняют, что создает бескрайний простор для манипулятивного творчества всех участников, от топ-менеджмента до рядовых сотрудников, причем вред от такой толпо-элитарной модели менеджмента осознается не сразу.
Поэтому руководителю, в первую очередь, надо создавать команду и быть в ней настоящим лидером, а не забронзовевшим вождем с безликой массой исполнителей. И использовать силу совещаний для консолидации сильных сторон участников, коллектива, команды и для сглаживания и устранения слабых мест, компенсации индивидуальных и групповых недостатков на пользу компании в целом.
При всем сказанном, манипуляции не являются абсолютным злом, они могут быть не только вредны, но и полезны. В определенных обстоятельствах допустимо прибегнуть к ним, чтобы помочь участникам и руководителю совещания более эффективно обсуждать и принимать управленческие решения, если пользоваться этим средством очень аккуратно и не злоупотреблять.
Методы борьбы с манипуляциями: исключить или сократить возможности возникновения и проявления манипуляций за счет регламентации и автоматизации совещаний, четко следовать структуре этапов совещаний, обеспечить информационное равенство участников совещаний, применять системный подход к предотвращению манипуляций на всех стадиях совещаний (при подготовке, поведении и контроле).
Самое главное орудие против манипуляций – командный дух, нацеленность сотрудников на решение реальных (а не надуманных) задач, действительное доверие и взаимное уважение между руководителями и участниками, высокая персональная культура руководителя и развитая корпоративная культура компании в целом.