Функция организации — это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. В любом плане, составляемом в организации, есть создание реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики.
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в реальность, используя такую важную функцию менеджмента, как мотивация.
Иногда не без оснований говорят, что структура организации воспроизводит структуру выпускаемой продукции, например, в компаниях автостроения существуют подразделения шасси или платформы, трансмиссии, двигателей и т.д. Что и отражается на соответствующих организационных диаграммах, в которых квадратики подразделений и служб объединяются стрелками взаимодействия. Но оргструктура – это не только формальная взаимосвязь составных частей организации, но и рамки взаимодействия сотрудников, в которых осуществляется согласованная деятельность команды для достижения поставленных целей.
Проблематика построения правильных организационных структур достаточно обширна и хорошо описана, но при этом на практике часто остаются без должного внимания руководства некоторые весьма важные вопросы. Например, соответствие структуры в юридическом смысле (что закреплено в соответствующих положениях) и фактически действующих в организации отношений, наличие формальных руководителей и неформальных лидеров,  накапливающиеся в процессе деятельности расхождения между утвержденной организационно – функциональной схемой и требованиями на ее изменения и т.д.
К подобным недостаткам следует отнести и тот, что вопросам организации руководство зачастую уделяет недостаточно внимания и времени. Начальство полагает, что после утверждения планов на верхнем уровне и закрепления структуры компании, на низах люди, руководители и сотрудники, сами каким-то образом организуются, примут эти планы как директивы к исполнению и проведут необходимую организационно – подготовительную работу.
Но так не бывает, и хорошо разработанные планы, оставшиеся без должной организационной структуры и постоянной активности по подготовке и обеспечению исполнения планов, остаются лишь благими пожеланиями, со временем теряющими связь с происходящим.
Следовательно, организационная структура, являясь фундаментом деятельности организации, не должна закостенеть, как бы этого не желали отдельные менеджеры. Время от времени она должны перестраиваться и адаптироваться для более полного соответствия новым факторам, действующих как внутри организации, так и со стороны внешних сил.
Верно и обратное замечание, что на основе нестабильной структуры, постоянной перетасовки сотрудников, смены должностных обязанностей, добиться существенных и устойчивых позитивных результатов, скорее всего, не представляется возможным.
Выбор между стабильностью и изменчивостью организационно – функциональной структуры остается за топ-менеджментом компании.