Руководитель в своей повседневной деятельности со временем самостоятельно вырабатывает определенные навыки и привычки в своей работе, творит свою персональную управленческую культуру и распространяет ее на свое окружение, на подчиненных, осознает он это или нет.
Но лучше, чтобы это процесс развивался осмысленно и на плановой основе, с систематическим анализом состояния этой культуры, непременными объективными выводами и совершенствованием.
При этом бывает, что в многоплановом феномене корпоративной культуры выделяется один какой – нибудь элемент, и вокруг него начинает формироваться некая новая культура, зачастую в ущерб остальным составляющим.
Приведем из Википедии определение:
Корпоративная культура (КК) — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Компонентами корпоративной культуры являются:
  • принятая система лидерства;
  • стили разрешения конфликтов;
  • действующая система коммуникации;
  • положение индивида в организации;
  • особенности гендерных и межнациональных взаимоотношений;
  • принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.
Есть еще один момент, который следует также помнить, поскольку существует практика объявлять КК привычки руководителя вести дела, как ему удобно и привычно. И что из многообразных возможностей КК он выберет и применит – то и объявляется корпоративной культурой. Для того, чтобы не изобретать велосипеды в сфере КК, существуют книги на данную тематику.
Напрмер, книга Ларри Боссиди и Рэм Чарана “Искусство результативного управления”. Книга немаленькая примерно на 300 страниц, и все про исполнение (Execution), которое в основе результативного управления.
Они дали такие определения исполнению:
а) Недостающее звено в менеджменте
б) Элемент корпоративной культуры, отсутствие которого приводит компанию к невыполнению своих планов, обещаний и обязательств
в) Основная обязанность любого руководителя
г) Способ связать вместе три ключевых бизнес – процесса управления компанией: стратегическое планирование, управление персоналом и основную деятельность для того, чтобы успевать делать все и вовремя.
В книге утверждается, что самые правильные планы ничего не стоят без повседневных усилий менеджмента по организации работ компании, систематического контроля их хода и своевременного вмешательства и корректировки процессов в случае необходимости, в триединую сущность практики управления, включающей стратегическое планирование, управление персоналом и основную деятельность в их взаимосвязи и взаимодействии.
Что в общем виде ясно. Тем более, всем известно, что есть исполнительный директор, или CEO, по-менеджерски говоря. Хотя тут ясно, из чего состоит культура, но очень непросто в смысле исполнения этой культуры исполнения. В книге об этом 300 страниц, все логически связано, да и собственный опыт тут не помешает, разобраться, что к чему.
Пример дискуссии на тему корпоративной культуры здесь.
Поэтому для эффективной деятельности руководителя необходимо освоить и понять основы корпоративной культуры для данной организации и своего уровня управления, а также последовательно улучшать ее совместно с другими членами коллектива. Избегая при этом односторонней трактовки феномена корпоративной культуры и применяя ее комплексно.