Возможен ли успешный менеджмент без планирования?

Если не знаешь куда плыть,
то любой ветер для тебя – попутный

В википедии выделяются и описываются следующие основные функции менеджмента:
  • планирование,
  • организация,
  • координация,
  • мотивация,
  • контроль.
На многих предприятиях сферы СМБ руководители не задумываются над приведенными выше составляющими функций менеджмента, в т.ч., не рассматривают планирование как основную системообразующую функцию всех процессов эффективного управления.
Такое положение дел с планированием в компании обычно определяет и другие существенные недостатки менеджмента, которые рано или поздно приведут к негативным результатам, а именно:
  • Скорее всего, при этом отсутствует система целеполагания, как основа деятельности компании, следовательно, не определены или заданы лишь «для галочки» видение и миссия компании
  • Без актуального видения и миссии компании невозможно осуществить постановку целей, а значит определить исходное положение и направления развития компании, отсутствует задокументированная стратегия развития бизнеса
  • Не зная характеристик текущего положение компании, система планирования вырождается в набор разовых, фрагментарных планов, опирающихся, в основном, на имеющиеся договоры и контракты
  • Отсутствует преемственность в составлении, реализации и оценке результатов исполнения работ и достижения целей, что препятствует переходу на единую методологию планирования, контроля и оценки исполнения работ
  • Без наличия планов, вместо управляемой и гибкой концентрации усилий всех сотрудников на наиболее актуальных направлениях, возникает и развивается разнобой в действиях, появляются значительные потери на согласование и координацию работ, преодолеть несогласованность требует героических усилий и времени руководства
  • Затруднено получение сравнительных характеристик исполнения плановых работ и сопоставления результатов за различные периоды времени
  • Без планирования и в отсутствие сопоставимой базы результатов, невозможно объективно оценить вклад сотрудников, следовательно, сложно ввести объективные мотивационные схемы, которым бы доверял персонал
  • Без планов и соответствующих отчетных материалов, компания и ее сотрудники не имеют задокументированного опыта прошлых работ, работники не учатся на ошибках коллег и даже на своих собственных ошибках
  • Без систематического планирования невозможно создать прочную методологическую базу для оценки деятельности на уровне компании, ее подразделений и проектов, а также для внедрения различных мотивационных схем в управление персоналом
  • Как итог бесплановой деятельности – руководство компании перегружено текучкой, а многие сотрудники простаивают или недостаточно загружены, при этом компания не приобретает или теряет свои рыночные перспективы, поскольку не имеет четко выверенного курса развития
  • Компания (подразделение, проект), плохо планирующая свою деятельность, обречена на низкую эффективность и постепенную потерю конкурентных преимуществ, что ведет к потерям заказов и уходу компании с рынка
Таким образом, без планирования все остальные функции менеджмента невозможно исполнять с требуемым качеством, и наоборот, систематическое планирование и контроль работ будут способствовать росту эффективности компании.
Поэтому задача реализации функций контроля и планирования работ должна быть в фокусе повседневной деятельности руководителей на различных уровнях управления компанией.