Повестка дня: обмен опытом, обучение и использование знаний
Профессиональная подготовка, опыт, квалификация и таланты распределяются по сотрудникам и подразделениям неравномерно, и эта разница может служить либо источником недоверия и противодействия в компании, либо стимулом преодоления этого неравенства за счет подтягивания отстающих и вывода компании на более высокий технологический уровень. Умение и желание руководства делать эту работу лучше и быстрее остальных всегда обеспечивало компаниям серьезные дополнительные преимущества.
Практические подходы к распространению передового опыта передовые компании закрепляют в соответствующих «фирменных» технологиях, таких, как «Дао Тойота», «пять сигма» или разрабатывают (перенимают и адаптируют) различные варианты технологий «бережливого производства».
В настоящее время, в связи с развитием компьютерных технологий, в науке и на производстве много внимания уделяют переходу на т.н. «экономику знаний». Этот вопрос во многом связан с формализацией и преставлением различных нематериальных активов организации (бренды, лицензии, известность продукции, и т.д.) в доступной для восприятия форме, что и делается на основе мощной компьютерной поддержки.
Однако в части таких активов, как использование накапливаемого на предприятии опыта и обучение сотрудников передовым методам, технологиям и приемам в работе, дело обстоит не так просто. Здесь надо начинать с самой древней методологии передачи опыта, а именно, от мастера к ученику. Но не ограничиваться этим, поскольку массовое распространение научно – производственных знаний и умений требует новых скоростей в освоении и применении этих компетенций, что невозможно без специальных информационных систем, предназначенных для этих целей.
Еще один немаловажный аспект обучения и передачи передового опыта заключается в том, что специалисты обычно не готовы так запросто кого-то обучать, только потому, что их об этом попросило начальство. Для свободно обмена компетенциями необходимо создать соответствующую творческую атмосферу для сотрудников, а также справедливые механизмы мотивации, как для «учителей», так и для «учеников», что может оказаться еще более тяжелой задачей.
Наконец, остается проблема формализации передового опыта, или, как это иногда называют, «best practices», что потребует создания информационных систем для поддержки основных процессов извлечения, систематизации, накопления, хранения, распространения, доступа и воспроизводства  передового опыта и знаний на данном предприятии или группе компаний.
Надо отдавать себе отчет в том, что данная проблема является разрешимой, но достаточно сложной. Поэтому вопросы накопления и передачи опыта, обучения и повышения квалификации сотрудников должны планироваться в форме проектов или программ на долгосрочную перспективу. Сама постановка этой проблемы и разработка соответствующих проектов является творческой деятельностью, как и контроль хода исполнения этих проектов.
Состояние дел в данной области следует периодически заслушивать на служебных совещаниях, лучше в форме «мозговой штурм», для того, чтобы профессиональные достижения одиночек становились корпоративным активом, задействованным в интересах развития других сотрудников, подразделений и прогресса компании в целом.
Ориентировочная периодичность рассмотрения данного вопроса – 1 – 2 раза в год.