Повестка дня: развитие корпоративной культуры

 

По определению, корпоративная культура (КК) — это совокупность моделей поведения, которые выработаны в процессе адаптации организации к внешней среде, показавших свою эффективность и которые известны и признаются большинством членов организации. Компонентами корпоративной культуры являются:
  • представление о миссии, основных целях и задачах компании, ее месту и роли в системе внешних организационных структур
  • понимание и осознание положения сотрудника в организационной структуре, его ответственности, прав и полномочий в достижении целей компании
  • ценностные установки, понятия о допустимом и недопустимом, по которым оцениваются все действия сотрудников
  • принятая система лидерства, стили руководства и модели поведения в различных ситуациях
  • действующая система коммуникаций и обмена информацией, взаимодействие внутри подразделений организации и с внешним миром
  • положение индивида в организации, нормы делового общения, учет гендерных и национальных различий, стили разрешения конфликтов
  • …………………………………………………………………………………….
Есть основания полагать, что КК представляет собой эффективный метод непрямого управления персоналом и мощный инструмент как стратегического, так и оперативного управления, обеспечивающий дополнительные возможности по самоорганизации и координации сотрудников в процессе достижения целей организации.
Однако, высокий уровень КК не достигается автоматически, а является результатом систематической и целенаправленной деятельности руководства и остальных сотрудников компании. Без сознательных усилий по развитию и распространению КК компания может получить некий спонтанно сложившийся, неполный и несбалансированный набор элементов КК, не выполняющий в полной мере возлагаемых на нее функций. Необходимо систематически искать и  накапливать проверенные практикой управленческие находки, критически оценивать их важность, взвешивать их влияние на сотрудников и на образ компании, чтобы затем включать соответствующие положения в документы по корпоративной культуре.
Служебные совещания являются необходимыми мероприятиями, на которых вопросы КК могут обсуждаться и совершенствоваться наилучшим образом. Причем сами служебные совещания являются примером тех мероприятий, на которых уровень корпоративной культуры проявляется в самом явном и публичном виде. Поэтому можно порекомендовать, в числе первых задач компании по развитию КК, поставить и разрешить задачу по переводу служебных совещаний в разряд высокоуровневых инструментов управления, с демонстрацией лучших проявлений корпоративной культуры, принятой в компании.
Ориентировочная периодичность рассмотрения данного вопроса – 1 – 2 раза в год.