Под манипуляциями понимаются действия, которые предпринимает один человек (манипулятор), для побуждения другого к желательным для первого поступкам, совершаемым под мнимым предлогом, без объяснения истинных причин,  ради скрытых целей манипулятора.
Манипуляции являются одной из форм психологического воздействия на людей, а источников, видов и форм проявления манипуляций так много, что серьезно исследовать и систематизировать их в целом следует с позиций психологической науки. Мы здесь коснемся только небольшой части манипуляций, которые могут происходить на служебных совещаниях.
Совещания – очень удобная площадка для различных манипуляций, где они проявляются самым неожиданным образом. Жертвой манипуляций может стать руководитель совещания, его отдельный участник, группа сотрудников, а иногда и все собрание в целом. Также можно высказаться и о самих манипуляторах: это может быть отдельный сотрудник, участник совещания, группа сотрудников, а также и сам руководитель, проводящий совещания. Бывает, и нередко, что секретарь или помощник руководителя выступает в роли манипулятора, а иногда и он становится жертвой манипуляций. Вариантов много. И без этого невысокая эффективность совещаний будет дополнительно снижена действиями манипуляторов всех мастей и их жертв (зачастую, это одни и те же лица, в различных ситуациях и на различных совещаниях).
Вопросы эффективности совещаний рассматриваются на специализированном сайте по совещаниям (http://auto-management.ru/), на основе представленной ниже авторской схемы этапов совещаний:
Этап №1 – организация совещаний – определение участников, формирование план – графика совещаний, выбор тематики и разработка регламента совещаний;
Этап №2 – подготовка совещаний – рассылка уведомлений и материалов к совещанию, уточнение повестки дня и участников, проверка помещений и т.д.;
Этап №3 – проведение совещаний  – обсуждение повестки дня, выработка решений, выдача поручений, подготовка проекта протокола совещания;
Этап №4 – завершение совещаний – принятие решений и оформление протокола совещания, согласование, утверждение и рассылка протокола;
Этап №5 – контроль решений совещаний   – мониторинг поручений, оценка исполнительской дисциплины, подготовка следующего совещания;
Этап №6 – анализ совещаний – анализ истории вопросов,  получение статистики затрат времени и трудозатрат, оценка качества и совершенствование совещаний.
Там следующим образом показаны этапы совещаний, учитывая которые, можно определить следующие стадии совещаний:
  • Стадия подготовки = общая организация совещаний (Этап№1) + подготовка конкретного совещания (Этап№2)
  • Стадия проведения = проведение совещания (Этап№3) + завершение совещания (Этап№4)
  • Стадия контроля = контроль решений совещания (Этап№5) + анализ совещаний (Этап№6)
В соответствии с указанными стадиями совещаний (подготовка, проведение контроль), манипуляции также могут закладываться задолго до совещания, в явном виде проявляться в процессе совещания и действовать после того, когда это мероприятие уже завершено.
Далее описываются случаи манипуляций, проводимыми как руководителями, так и участниками совещаний, проявляющиеся при подготовке, проведении и контроле совещаний, а также приводятся соответствующие рекомендации по выявлению, преодолению и использованию манипуляций.