Бизнес-консалтинг, управление персоналом, менеджмент
Тел: +7 495 922-18-21
Манипуляции участников при подготовке совещаний
Манипуляции участников при подготовке совещаний
Выбор участников
Очевидно, что состав присутствующих на совещании влияет и на ход и на результаты собрания. При этом и у рядовых участников имеется немалый простор для манипуляций. Они могут, например, порекомендовать руководителю такой состав участников, в котором не будет того или иного возможного оппонента этого манипулятора, тем самым, получая фору для своих вопросов и интересов. Или, в зависимости от состава приглашенных, докладчик может применить различные тактики в своем выступлении, а также обыграть варианты в проекте решения совещания. Не исключены и групповые манипуляции, когда несколько участников заранее договариваются о согласованной линии поведения в поддержке или блокировании тех или иных фигур, а также об общей позиции в отношении решений совещания и продвижении своих формулировок в протокол совещания.
Подготовка повестки дня
Хотя повестка дня обычно находится под полным контролем руководителя совещания, но и у рядовых участников существуют варианты влияния. Они могут, например, предложить или настаивать на включении в повестку дня «нужных» вопросов, всячески отвергая «ненужные» для данного манипулятора позиции, объясняя это исключительно интересами дела. Либо попытаться поставить «свои» вопросы в начало или в конец заседания, надеясь на более выгодные условия обсуждения. Можно также продвинуть в число оппонентов для своего выступления лояльную для данного лица фигуру. Полагаясь на то, что повестка дня – колея собрания – сама выведет на желательные манипулятору результаты, не демаскируя истинные цели последнего.
Организация подставы
Мощный прием манипуляции на совещаниях таит в себе такая очевидная манипуляция, как подстава, которая заключается в неожиданном (вероломном, предательском) нарушении одним лицом своих обязательств, гласных договоренностей с другими лицами или их негласных ожиданий, что первым лицом будет соблюдаться определенная линия поведения на заседании. Возможностей для морально подготовленных людей открывается немало.
Например, можно «подставить» своих коллег, рекомендуя руководителю неожиданно включить в повестку дня вопрос, по которому соответствующий докладчик заведомо не готов или слишком слаб для своей защиты, что может «втемную» сыграть в пользу манипулятора.
Хорошо также действует прием не ознакомить заблаговременно потенциальную жертву (участников) с материалами по рассматриваемому вопросу, не дать им подготовиться, а на месте, на заседании сделать это будет уже поздно, что приведет к ослаблению позиций противника.
Более трудно, но не невозможно — устроить дело так, что «врагов» либо не пригласят на совещание (забыли, ошиблись,…), либо так пригласят, что они и не придут, и тогда открывается полностью контролируемая перспектива для продвижения своих интересов через решения совещания.
Открытая форма подставы – когда вместо поддержки согласованной точки зрения ваш коллега скромно промолчит, или, хуже того, неожиданно выступит против вас. Худшее, что тут можно ожидать – это когда жертва, не скрывая своих обид, после такого приема, возмущенно обратится к «предателю» со словами «ну что же ты делаешь, ведь мы же договаривались» или с подобными выражениями.
Для хорошо организованной подставы манипулятор обычно продумывает соответствующий сценарий, используя площадку совещаний как театральную сцену, со своими актерами, известно ли им о своей роли или нет…
Вариантов очень много, приемы «подстав» весьма разнообразны.
Настройка руководителя
Руководитель всегда остается главной фигурой совещания, даже не смотря на свои очевидные слабости. Продолжая сидеть во главе стола заседаний, он многое еще может сделать. Но и его можно использовать в своих целях.
Например, под предлогом честного информирования заранее настроить руководителя на преодоление аргументации того или иного выступающего (приводя действительные или мнимые доводы, как бы от лица этого выступающего).
Особенно силен прием, в котором манипулятор забрасывает начальнику сомнения в преданности подчиненных, или, что еще ужаснее – дает повод считать, что его, начальника, низко ставит тот или иной сотрудник, типа наш начальник — не удав Каа, как все считают, а просто червяк.
Здесь манипулятор сознательно провоцирует и стремится перевести еще не возникший конфликт прямо в открытое столкновение, чаще всего выражающееся на совещании в публичном «наезде» руководителя на назначенную жертву (которая и не подозревает, что она – уже жертва).
Или, полагаясь на доказанную некомпетентность руководителя, дать ему такую интерпретацию предлагаемых решений совещания (от которых манипулятор стремится уйти по тем или иным причинам), а заодно и намерений выступающих за них лиц, что руководитель будет заведомо считать, что все это заговором против него лично, и соответственно, действовать.
В этой игре интересы дела, бизнеса, развития компании обычно отодвигаются на задний план, не до них становится руководителю, когда вокруг такие враги…
И в этом виден очень большой вред от манипуляторов.
Рискованные приемы, чреватые разоблачениями.
Организация фронды
Под фрондой понимается скрытое или открытое выражение несогласия с действиями властей. На совещании власть – это руководитель совещания. Конечно, трудно себе представить, что все участники совещания поднимутся со своих мест и начнут митинговать против начальника. Но для подготовленных фрондеров это необязательно.
Можно также заблаговременно организовать противодействие какому-либо участнику или готовящемуся решению, для того, чтобы потом согласованно выступать на совещании и против решения и против его автора.
Не исключено, что объектом фрондерства будет сам руководитель совещания, которому придется нелегко, когда против его предложений, с соблюдением полного внешнего уважения, выступят, один за другим, несколько участников. Причем сильная сторона здесь – внешняя объективность и независимость выступающих, скрывающих, чаще всего под прикрытием интересов дела или своей профессиональной совести, свои личные и групповые интересы.
Контроль доступа к телу
Для полного самовыражения участнику для манипуляций нужен – желателен – доступ к «телу» вождя, руководителю совещания, что не всегда возможно. Но манипулятор не унывает.
Есть секретарь (помощник) руководителя, который готовит повестку и контролирует исполнение протоколов совещаний.
Через этот канал умелый боец офисного фронта может донести до уха и глаз руководителя достаточно информации, чтобы выиграть свою микро битву.
И этот мощный канал за умеренную цену (за улыбку, шоколадку, комплимент, искренний восторг, если секретарь — женщина) используется манипулятором полностью, зачастую оставляя в неведении не только начальника, но и его секретаря, манипулируя также и им.
Если сам манипулятор вхож в кабинеты, то задача подготовки манипуляций через прямые контакты с руководителем существенно облегчается.
Манипулятор – секретарь
Секретарь (или помощник руководителя), осуществляющий управление доступом «к телу», в смысле манипуляций и сам обладает внутренней информацией, знаниями неформальных связей и контактов, осознающий истинные мотивы поведения начальника и другими очень немалыми возможностями.
Например, если он решает, пройдет сотрудник к начальнику или нет, то, представляя повестку дня совещания, он может заблокировать аудиенции для нелюбимых посетителей, и наоборот, создать «зеленый коридор» для своих.
А на пару с манипулятором — участником совещания, такой помощник, если он пользуется доверием руководителя, через повестку дня или персональные контакты с руководителем, имеет возможность развернуть совещание в том направлении, которое они перед этим согласовали.
Союзники и попутчики
На совещаниях не всегда наблюдается желаемое руководством единство мыслей и действий. Вполне естественно, что могут возникать блоки и ассоциации внутри даже небольших групп, на временной или постоянной основе, причем в самых разных конфигурациях, в зависимости от существа рассматриваемых вопросов или от сложившихся отношений между сотрудниками, с включением в эти группы и руководителя, и секретаря и участников совещаний. Иногда включенных неведомым для них самих образом, для того, чтобы задействовать их в качестве более или менее постоянных союзников автора манипуляций или его ситуативных помощников, обычно не ведающих о своей реальной роли.
Чем и пользуется манипулятор, усиливая свои активы временными союзниками и соответственно, ослабляя оппонентов. Картина на совещаниях меняется быстро, динамика событий высока, и можно быстро потерять позиции, не успев отследить внезапно изменившееся соотношение сил, попасть под действие манипуляций противника, или даже под собственные манипуляции, если самому максимально полно и своевременно не подготовиться к заседанию.
Совещание как спектакль
Применение заранее подготовленных манипуляций, а также разнообразных экспромтов от руководителя и участников, приводит к тому, что на совещаниях могут разыгрываться целые многоактные спектакли, драматического и больше комедийного жанра, с прологом, кульминацией и эпилогом, что в значительной степени скрашивает скуку от этих бюрократических мероприятий, у кого еще сохраняется чувство юмора.
Руководителю же, однако, следует помнить, что совещания – не спектакль, а управленческое мероприятие, и сплошной смех демонстрирует как минимум, неэффективность работы собравшихся сотрудников.
С другой стороны, излишняя серьезность и драматизация происходящего также в итоге будут срабатывать против эффективности совещаний.
Не исключено, что обе эти крайности будут использованы в интересах манипуляторов, что также следует иметь ввиду.
Таким образом, манипуляции на совещаниях почти естественны и почти неизбежны. Важно отдавать отчет в возможности манипуляций, не считать их обязательно злым умыслом того или иного сотрудника, а пытаться обнаружить за внешними манипулятивными процессами истинные побудительные мотивы. А это не всегда просто сделать, нужна достаточная компетенция руководства и опыт проведения совещаний.
В общем случае, следует стремиться к тому, чтобы эффективность совещаний не страдала из-за того, что проходят они в условиях манипуляций.