Бизнес-консалтинг, управление персоналом, менеджмент
Тел: +7 495 922-18-21
Борьба с манипуляциями: поддержка информационного равенства
Борьба с манипуляциями: поддержка информационного равенства
Вопросы информационного равенства в менеджменте обычно считаются само собой разумеющимися и вследствие кажущейся очевидности, не получают должного внимания и разрешения. Иерархия управления сопровождается иерархией, не скажу знаний, хотя хотелось бы, но информированности менеджмента, иногда достигающей своих пределов, а именно: когда наверху знают “ничего обо всем”, а внизу – “все ни о чем”. При этом известные положения про единое информационное пространство, которое, как полагают, является автоматическим результатом создания больших корпоративных систем управления, на практике обычно не распространяют на сферу человеческих отношений.
Успехам манипуляторов обычно способствует неравенство в информационном обеспечении, существующее среди участников совещаний. На этой разнице часто и идет игра, в которой за счет неосведомленности своей жертвы, манипулятор получает определенное (часто временное) преимущество.
Здесь и очевиден подход, направленный на создание и поддержание единого для участников совещаний информационного пространства, что позволяет блокировать многое виды манипуляций, основанные на недостатке информации, знаний и, как следствие, на неверном или искаженном понимании реального положения дел.
Для создания предпосылок информационного равенства и формирования, как часто говорят, «единого информационного пространства» уже в отношении людей, а не только подсистем автоматизированного управления, следует руководствоваться рядом принципов, к числу которых относятся:
а) поддержка оптимального числа участников совещаний на данном уровне управления, выделение минимального ядра постоянно присутствующих менеджеров от остальных, приглашаемых по ситуации, согласно повестке дня, других руководителей и сотрудников;
б) исчерпывающее информирование о положении дел постоянных участников совещаний со стороны руководителя, поддержка условий для полного взаимного информирования участников по своей линии ответственности, при понимании, что оптимальные управленческие решения должны быть основаны на всесторонней и достоверной исходной информации;
в) в случае необходимости, приглашаемые участники совещаний, информируются по правилу «в части, касающейся»;
г) превращение совещаний в мероприятия, на которых правдивость и честность в представлении, комментариях и толковании управленческой информации, а также отказ от манипулятивных приемов, является первоочередным требованием к участникам совещаний;
д) включение указанных положений и им подобных требований, в состав документации по корпоративной культуре предприятия, и периодическая оценка (аудит) хода исполнения данных требований в компании.
При этом следует добиться разумного и практичного согласования указанных положений с требованиями по информационной безопасности, с нормативными документами по защите информации, внутри корпоративными установками на перечень сведений, составляющих служебную тайну и другими ограничениями на движение и обмен информацией.