Планирование как функция менеджмента

Если не знаешь куда плыть,
то любой ветер для тебя – попутный

 

В бизнес – литературе обычно выделяются и описываются следующие основные функции менеджмента:
  • планирование,
  • организация,
  • координация,
  • мотивация,
  • контроль.
Функция планирования является исходной для успешного менеджмента компании. При ее исполнении руководство на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы.
Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации.
Хотелось бы отметить невозможность эффективного планирования без соответствующей системы целеполагания. Хотя вопросы целеполагания ввиду их важности и сложности, целесообразно рассматривать отдельно, но в данном контексте можно считать их включенными в сферу планирования работ.
По своей сути, функция планирования отвечает на три основных вопроса:
Где мы находимся? Руководители должны оценить сильные и слабые стороны организации в таких важных отраслях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определения, чего может реально добиться организация.
Куда мы хотим двигаться? Оценка возможностей и угроз со стороны внутренних и внешних факторов (характеристики рынка, уровень конкуренции, клиенты, партнеры,  законодательная база, качество предлагаемых товаров и услуг, экономические условия, технология,… ), руководство определяет оптимальные цели для организации и трудности на пути достижения этих целей.
Как мы собираемся это сделать? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.
Планирование — это одно из средств, с помощью которого руководство обеспечивает единство в направлении усилий всех членов организации для достижения ее общей цели.