Получить книгу можно на сайте издателя Ridero

Бизнес — кейсы являются мощным инструментом развития управленческих компетенций и широко используются в бизнес-школах и на тренингах в интересах подготовки персонала компаний различных отраслей и размеров, а также для самостоятельной подготовки сотрудников. Бизнес — кейс представляет собой специально разработанный для обучения материал, описывающий конкретную проблемную ситуацию, требующую от слушателей для своего разрешения определенных управленческих решений.

Бизнес — кейсы обычно разделяют на структурированные и не структурированные. В структурированных кейсах приводится краткое описание проблемной ситуации, иллюстрируемой конкретными цифрами, и формулируется один или несколько вопросов, для которых имеются правильные ответы. Такие кейсы схожи с задачами из учебников и предназначены для оценки знания и навыков применения тех или иных методик, формул и расчетов в определённой области знаний.

Неструктурированные кейсы — описывают различные ситуации, кризисы и коллизии из повседневной деятельности менеджмента предприятия (подразделения), требующие от участников обоснования и принятия оптимальных управленческих решений, обеспечивающих преодоления указанных кризисных ситуаций. В таких кейсах оцениваются навыки управления персоналом, уровень корпоративный культуры, знание человеческой психологии, особенности поведения служащих в иерархии, умение найти основное звено, узел коллизии и найти способы развязки проблемы, что и будет являться критерием решения кейса. Обычно здесь нет единственно верного варианта решения, возможны несколько подходов, которые должны быть обоснованы соответствующими аргументами в рамках действующего законодательства, традиций и корпоративной культуры предприятия, а также морального и культурного уровня менеджеров.

В кейсах в сжатой, плотной и обозримой форме, как в капле воды, отражаются заданные особенности конкретных проблемных ситуаций, требующие от участников анализа, обоснования, выбора и принятия управленческих решений, выводящих ситуацию из состояния проблемы. В неструктурированных кейсах обычно сильна психологическая составляющая, обеспечивающая широкое поле для размышлений и мысленных экспериментов в процессе решения кейсов, при поиске альтернатив, в игре ролей и т.д., когда натурный аналог мысленного эксперимента невозможен по физическим, техническим или очевидным практическим причинам и соображениям.

Анализ и решение кейсов — это своего рода гимнастика для менеджерского ума, выполняемая руководителями и сотрудниками как индивидуально, так и в групповом порядке, с учетом особенностей тех предприятий и организаций, в которых они работают.

Общий порядок работы над кейсами включает: а) ознакомление с проблемной ситуацией кейса, б) выделение основной проблемы, одной или нескольких, в) анализ и предложение вариантов разрешения ситуации, г) оценка вариантов и выбор оптимального, с учетом возможностей и ограничений данного кейса, д) планирование и исполнение (моделирование, деловая игра) выбранного варианта до разрешения проблемы, е) подведение итогов разбора кейса и выводы на будущее.

В середине 90-х годов автору довелось пройти тренинг по программе внутренней подготовки менеджеров фирмы ИБМ. Каждый день учебы заканчивался бизнес — кейсом, в той или иной степени связанным с текущей тематикой занятия. Слушатели (по одиночке или в группах) должны были разобрать кейс и предложить свои подходы к разрешению описанных в нем коллизий. Следующий день с утра каждый слушатель (или группа) обосновывали и докладывали свои решения очередного бизнес — кейса, которые затем подвергались критике остальных участников тренинга, предлагающих свои варианты.

Именно эти моменты показались наиболее интересными и увлекали, потому что заставляли думать и за себя, и за противоположную сторону, находить сильную аргументацию для обоснования решений, а также открыто показывать степень владения предметом и, в целом, демонстрировать свой управленческий опыт. Причем в окружении реальных, независимых критиков (а иногда — и критиканов), которые не соблюдали политес, а вопросами и репликами заставляли слушателей быть находчивым и аргументированно защищаться. При этом нужно отдать должное преподавателю, который тонко поддерживал процесс защиты и нападения, незаметно поправлял ход обсуждения, чтобы участники не нервничали и не срывались в склоку. Не все выигрывали, но все получали закалку в этих игрушечных дискуссиях.

Размышляя над содержанием кейсов, я заметил, что их тематика и фокусные точки, описанные в них коллизии, не такие уж придуманные, а в той или иной степени совпадали со случаями из собственной практики передвижения по карьерной лестнице или о которых я слышал от коллег. Получается, разумное сочетание правды жизни и профессионального вымысла делает хорошо разработанные бизнес — кейсы эффективным инструментом подготовки руководителей и сотрудников на специализированных тренингах и курсах, а также интересным и полезным менеджерским чтивом на досуге или при разборе неизбежных трудностей и проблем, возникающих на непростой карьерной траектории руководителя.

Следует подчеркнуть, что решения неструктурированных кейсов редко походят на ответы на задачи в учебниках по математике или физике, хотя есть и подобные, очевидным образом, однозначно выводящие на искомый результат. В процессе разбора кейса скорее важно определится с основной линией и совокупностью аргументов, которые приводят (подталкивает) слушателя к определенным действиям, разрешающим описанную в кейсе коллизию. Причем правильно составленный бизнес-кейс содержит подсказки, прямые или косвенные указания на подобные аргументы, поэтому внимательное чтение текста и поиск подобной аргументации является необходимым условием решения кейса.

В этом сборнике представлены кейсы неструктурированного типа, составленные по мотивам тех случаев и ситуаций, с которыми автору приходилось встречаться как непосредственному участнику, либо быть свидетелем проблемной ситуации со стороны, или получить и обсуждать информацию о подобных случаях со знакомыми менеджерами, что и позволило подготовить данные бизнес — кейсы и решения к ним.