Практика проведения служебных презентаций
Структура презентации проста:
сначала скажи, о чем ты собираешься рассказать,
затем расскажи это,
потом напомни, о чем ты сейчас рассказал,
и успех презентации обеспечен.
Кто-то из гуру менеджмента…
Введение
Когда говорят о тренингах по проведению презентаций, обычно имеют ввиду развитие навыков публичных выступлений с целью довести определенные идеи или изложить конкретные предложения перед неизвестной или малознакомой внешней аудиторией.
Действительно, если менеджеру приходится представлять какой – либо товар или услугу в маркетинговых целях, то это так и есть, чаще всего внимать вашим словам будут чужие люди, мотивы поведения которых вам неведомы и можно только догадываться об их реальных интересах и предполагать возможную реакцию на презентацию, как бы правильно она ни была организована и проведена.
Поэтому хороший стиль презентаций, накатанные материалы, опыт публичных выступлений, понимание нюансов маркетинговых операций, знание конкурентной среды и актуальной рыночной информации по предмету продвигаемых товаров и услуг, контактность и острая реакция докладчика и т.д., делают фигуру маркетолога центральной для обретения новых заказов и заказчиков вашей продукции.
Служебные презентации
Кажется, что совсем другое дело проведение служебных презентаций среди своих сотрудников, коллег по работе, или даже перед руководителями подразделений и топ-менеджментом вашей компании. Здесь вроде бы все работает на успех презентации, начиная от единого понимания предметной области вашего бизнеса, равных знаний окружающей обстановки и заканчивая личным знакомством докладчика с большинством слушателей вашей презентации и позитивным настроем большинства на докладчика и тему доклада.
Значит ли такое благоприятное положение дел, что в повседневной деятельности внутри компании нет необходимости специально обучаться навыкам успешных презентаций? Ведь вам, скорее всего, не придется выходить с ними куда-то за пределы компании, а ваши коллеги и так в большинстве случаев поймут, что вы хотели рассказать и предложить им? И если что-то не будет правильно понято, то можно и в рабочем порядке, например, на перекуре, досказать и дополнительно объяснить коллегам…
Можно предположить, что руководство компании формально всегда согласно с необходимостью такого рода презентационной грамотности для своего менеджмента. Но, как правило, в реальной обстановке уделить данному тренингу пусть небольшое внимание все как-то не получается, то времени нет, то людей не собрать, то преподаватель многовато запрашивает, а то и просто, зачем учить и без того грамотных сотрудников…
При этом в ходе повседневной служебной деятельности, в компании, подразделении, в рабочей группе, объективно существует достаточно много точек возникновения потребности в эффективных презентациях. Грамотно изложить основные идеи нового проекта, представить передовые инновации в технологиях, объяснить сложную ситуацию, создавшуюся в компании или подразделении, изложить свои соображения по перспективам развития, сделать хороший отчет по завершенному контракту и т.д. – все это примеры рабочих ситуаций, когда отработанные навыки презентаций помогут менеджерам в их повседневной деятельности.
Помогут обязательно и, по крайней мере, в нескольких отношениях, а именно:
а) сократить потери времени на обсуждении текущих вопросов работы за счет ясного и непротиворечивого изложения материалов
б) подготовить более обоснованные и взвешенные управленческие решения, которые принимаются после грамотных презентаций
в) выявить и конструктивно использовать противоречия во взглядах на проблемы развития подразделения, проекта или компании в целом, которые вскрылись на презентации
г) обменяться информацией, взглядами и оценкам участников презентации по рассмотренному вопросу, создавая таким образом, единое управленческое поле компании.
Практические недостатки опыта и навыков презентации, неумение довести свои мысли и предложения до своих же коллег на служебных презентациях только усугубляются, когда необходимо сделать презентацию перед внешней аудиторией. Поэтому навыки служебных презентаций обеспечат успешное проведение презентаций и за пределами стен знакомого офиса.
Кроме того, существует значительное дополнение и пересечение компетенций в сфере служебных презентаций с другими навыками эффективного руководителя. Например, презентации – это публичные выступления, что требует развития навыков ораторского искусства. Служебные презентации представляют собой одну из важных функций служебных совещаний, в чем прослеживается связь с процессами совещаний. Есть также перекрытие требований к проведению презентаций с навыками ведения переговоров и т.д.
Таким образом, навыки служебных презентаций будут востребованы и при исполнении других функций менеджмента.
Программа тренинга
-
Презентации как вид маркетинговых коммуникаций, назначение и виды презентаций
-
Особенности и цели проведения презентаций во внутриофисном окружении
-
Модели подготовки и проведения презентаций. Модель AIDA (Внимание – Интерес – Желание – Действие)
-
Планирование презентаций (цель, тема, место, время, аудитория презентации)
-
Оценка аудитории и выбор методологии подачи материала (этапы Завязка – Кульминация – Развязка)
-
Подготовка презентации (структура, состав и объем выступления, представление материалов, отработка выступления)
-
Проведение презентаций. Вступление, установление контакта с аудиторией, завязка темы и пробуждение интереса слушателей
-
Проведение презентаций. Содержание (изложение основных вопросов, поддержка связи с аудиторией, выход на ключевые положения презентации)
-
Проведение презентаций. Заключение (краткий обзор изложенного, концентрация на фокусных точках презентации, вопросы и ответы, обсуждение)
-
Действия после презентации (результативность презентации, оценка достижения целей, уточнение материалов на следующие циклы и т.д.)
-
Разбор бизнес — кейса: Кто провалил презентацию?