Бизнес — кейсы и менеджерские ситуации

Введение
Титул бизнес-кейсовВ книге приводятся авторские бизнес – кейсы, прямо или косвенно связанные с тематикой тренингов для повышения эффективности деятельности руководителей. Бизнес – кейсы уже не один десяток лет используются в преподавании различных дисциплин, а также в самообразовании. В некоторых бизнес – кейсах практически воспроизводятся реальные ситуации, возникающие в процессе повседневной деятельности менеджеров компаний. Другие кейсы носят более абстрактный характер, тем не менее, направленны они, как правило, на жизненные вопросы развития компаний и управления персоналом.
В решениях кейсов редко случается однозначные варианты, когда ответ можно посмотреть, как в задачнике по арифметике. Тут скорее важен процесс нахождения выхода из предложенной ситуации, причем многие обстоятельства кейса остаются неопределенными, требуя при нахождении решения фиксации и снятия этих неопределенностей, что также сопряжено с поиском и творческими усилиями. Обычно приветствуется много вариантность в предложениях к решениям кейса, что позволяет более полно учесть различные нюансы обстановки.
Использование кейсов значительно повышает отдачу от тренингов по различным дисциплинам менеджмента, способствует самостоятельному применению полученных на занятиях знаний и закреплению их как управленческих навыков.
Общие принципы и этапы решения кейсов вполне применимы и для предложенных кейсов, что обычно включает:
  • Знакомство с ситуацией кейса и ее особенностями
  • Выделение основной одной или нескольких проблем кейса
  • Предложение одного или нескольких вариантов решения кейса
  • Оценка и сравнение последствий того или иного варианта решения
  • Выбор решения кейса
  • Обоснование предложений по предупреждению подобных ситуаций
Данная подборка содержит бизнес – кейсы а) по проблемам начального периода работы руководителя в новой должности, б) по организации и проведению совещаний, в) по манипуляциям в служебной деятельности, г) по управлению персоналом, д) по лидерству, по ситуациям повседневной деятельности менеджеров.
 1.   Бизнес — кейс. Случай на совещании или кто в доме хозяин
Новый руководитель компании в начальный период своей работы встретил активное сопротивление от одного из подчиненных, ключевого сотрудника, возникшее вследствие существенного усечения привычных привилегий, полученных им от прежнего начальника. Пытаясь уговорами и убеждением добиться от восставшего лояльности, новый руководитель стал терять очки в глазах остальных подчиненных. Неповиновение принимало открытый характер, особенно проявляясь на совещаниях. Начальник должен найти выход из положения…
2.   Бизнес — кейс. Шеф в отпуске, замы на хозяйстве
У начальника департамента было три заместителя, и у каждого были свои интересы в карьерном смысле. В стандартной ситуации, уходя в отпуск (на далекие острова), руководитель (шеф) оставил на хозяйстве, как обычно, своего первого зама. Но тот неожиданно заболел, и власть по решению шефа была передана наименее подготовленному (но другу шефа) из оставшихся двух замов, что вызвало коллизии, которые усугубились срочным требованием доклада по состоянию дел и перспективам дивизиона на совете директоров компании. Все руководители департамента стали думать, что делать, а время поджимало…
   3. Бизнес — кейс. Подстава, или у сильного всегда бессильный виноват…
Начальник подразделения поручил своему заместителю доклад на совете директоров компании. Во время доклада заму был задан принципиальный вопрос, честный ответ на который указывал  бы на недоработки начальника. Заместитель надеялся, что его руководитель сам придет на помощь, но тот благоразумно промолчал, и весь негатив присутствующих излился на докладчика…

 

4.  Бизнес – кейс. Наш любимый руководитель 
На 8 марта первый тост прозвучал за начальника – мужчину, и был с энтузиазмом поддержан всеми женщинами. Руководитель, во главе стола, понимая всю нелепость первого тоста в этот день за себя, стал обдумывать ответ, на что в условиях праздничной обстановки, времени не было…

 

 5. Бизнес – кейс. Кто и почему провалил презентацию?
 При подготовке презентации по важному вопросу для доклада на совете директоров докладчик (начальник департамента) получил первоначальное согласие от топ-менеджмента на основании нескольких исходных слайдов. Но затем докладчику захотелось довести презентацию до совершенства, в результате чего доработанный вариант презентации, с массой ненужных слайдов и украшений, был не понят и не принят на совещании…

 

6. Бизнес – кейс. Проблема выбора
Менеджер среднего звена получил приглашение от начальника департамента на корпоратив своей компании и уже заготовил аргументы против участия на нем. Но тут выяснилось, что приглашение направил Большой Босс, гендиректор компании, и ситуация стала меняться, вплоть до обратной, а именно, практически все аргументы, которые были против поездки, легко преобразовались в доводы «за» корпоратив…
  7.  Бизнес – кейс. Слишком умные сотрудники
Новый молодой руководитель подразделения, пришедший «со стороны»,  встретился с обструкцией от лица нескольких давно работающих старых «зубров». Эти подчиненные пытались показать профессиональную неполноценность новичка на совещаниях, перед глазами других сотрудников, надеясь загнать его в неудобную позицию и скомпрометировать его. Молодой руководитель должен искать выход, по возможности не прибегая к административным решениям…
  8.  Бизнес — Кейс. Как Учитель воспитал Ученика или последняя любовь
Ученый в прошлое время стал бизнесменом в настоящий период и основал успешную компанию по своей специализации. С возрастом ученый планировал отойти от дел и передать бизнес на выгодных условиях, по договоренности, своему молодому и способному ученику. Но случилась большая любовь, и ученый погрузился в семейную жизнь с молодой женой, мало занимаясь компанией. Через определенное время последовал развод, и когда ученый практически вернулся к делам, выяснилось, что основной бизнес его компании был перенаправлен на структуры его способного ученика…

 

  9. Бизнес — кейс. Между нами, бизнес — девочками…
 Бизнес – вумен, собственница компании поддерживала женскую дружбу со своей сотрудницей и подругой. Дела она вела не без использования серых схем, о чем можно было догадаться. Со временем собственница предложила подруге должность финдиректора, с хорошим окладом и правом первой подписи, всячески подчеркивая большое доверие, которое ей оказывается, но без обсуждения тонких финансовых обстоятельств и соответствующей компенсации рисков. Подруга стала думать над предложением…  

 

10    Бизнес – кейс. Не гонялся бы ты, босс, за дешевизною…
 С трудом согласовав ТЗ и с большими задержками получив заказ на разработку информационной системы, с минимально необходимым объемом финансирования, исполнитель встретился с обструкцией со стороны отдельных пользователей будущих системы. Руководитель проекта от заказчика не справился со своими обязанностями и практически самоустранился, поэтому исполнитель вынужден был взаимодействовать сам со всеми группами пользователей. На предварительных испытаниях ситуация усложнилась, когда выяснилось, что в ТЗ не учтены требования руководителя компании – заказчика…
11.    Бизнес – кейс. 200 писем в день  — не много ли?
 Новый начальник департамента встретился с очень большим потоком электронной переписки внутри корпоративной сети компании. Вскоре выяснилось, что такова внедряемая гендиректором корпоративная культура, которая требует отмены бумажной переписки. Другие руководители сопоставимого уровня также страдали от мутной электронной пены, которая все таки отнимала рабочее время. Начальник стал искать выход из положения…

 

12.    Бизнес – кейс. Свобода как осознанная необходимость
 В кейсе рассматриваются пределы власти командира студенческого строительного отряда. Он мог направить людей на тот или иной участок стройки, но очевидно, не мог заставить их всех сдать деньги (пожертвования) на строительство институтского спортзала, о чем было решение комитета комсомола института. Тем не менее, учитывая рекомендации старших товарищей, командир сумел собрать со всех студентов именно в добровольном порядке необходимые взносы….

 

13.    Бизнес – кейс. Слияние и поглощение по-русски
Одна компания на подряде у крупной государственной структуры постепенно стала отнимать заказы у другой компании, которая также давно работала по контрактам с этим же заказчиком. Причем профессиональных преимуществ у первой компании никаких не было, но дело, тем не менее, дошло уже до переманивания специалистов из второй компании, заставляя ее руководителя прибегать к срочным мерам…

 

14.    Бизнес – кейс. Приглашение в другую компанию
 К одному менеджеру достаточно высокого уровня крупной компании обратился по электронной почте с указанием своего мобильного телефона  представитель еще более крупной фирмы с приглашением к ним на  новую должность, новые функциональные обязанности и обещанием больших денег, причем в достаточно общей и неконкретной форме. Данный менеджер отработал в компании около года и находился в состоянии ожидания повышения своей заработной платы (без гарантии), причем ему было известно по слухам, что между этими компаниями существует договоренность о взаимном не переманивании сотрудников. 
Как должен поступить менеджер в ответ на данное предложение?

 

15.    Бизнес – кейс. Вверх по карьерной лестнице
 Менеджер среднего звена с самого начала работы в новой компании вошел в большое доверие к своему руководителю, реально помогая ему в повседневной деятельности и одновременно отодвинув от начальника старые кадры. Но он пошел далее и подготовил предложения по реструктуризации департамента, в котором он работал, в рамках общей реструктуризации компании. Эти предложения он готов был направить генеральному директору, через голову своего начальника и голову курирующего заместителя генерального директора. Теперь начальник департамента и курирующий зам должны думать, что делать с таким проворным менеджером…