С чего начинать планирование

Мечты – это планы,
реализовавшиеся в срок. – Наталья Грейс

Чтобы планирование, как важнейшая функция менеджмента, не было бы дискредитировано неумелыми исполнителями, следует рассмотреть те требования, которые предваряют собственно процесс планирования.
До процессов планирования необходимо определиться с миссией компании, разработать видение, идеальный образ, который должна принять компания по истечении интервала планирования, а также осуществить целеполагание, задать те цели, которые должны будут достигнуты в процессе реализации планов. Без разрешения подобных вопросов планирование как процесс останется формально важным, но фактически весьма неэффективным инструментом управления компанией.
Миссия — основная цель организации, смысл ее существования, в менеджменте миссия рассматривается как одно из основополагающих понятий стратегического управления.
Видение — образ организации в будущем, которое может включать в себя способ достижения этого результата. Если миссия формулируется в общих словах, то видение должно быть предельно конкретно. Например, «стать первой компанией в отрасли» — это видение, но не миссия.
Принципиальная разница между миссией и видением заключается в том, что миссия раскрывает образ действия, показывает, каким образом достигаются те или иные цели или видение. Видение же, в свою очередь — это картинка будущего, то каким идеальным представляется положения дел, к которому стремится компания.
Видение скорее подвержено изменению, так как со временем появляются новые идеалы и новые представления. Миссия же сравнительно постоянный элемент, хотя также может быть скорректирован с учетом изменения различных факторов.
Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи.
Целеполагание — первичная фаза управления, предусматривающая постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с назначением (миссией) системы, стратегическими установками и характером решаемых задач.
При отработанных и документально зафиксированных формулировках миссии, видения и целеполагании компании, процессы планирования примут более устойчивый характер.
В обстоятельствах, когда приходится начинать с «нуля», надо взять за основу обыкновенную, «бумажную» технологию планирования, обычно включающую этапы подготовки, исполнения и контроля планов. Для этого следует:
– Разработать миссию, видение и задать целеполагание на определенный период времени развития компании

 

– Определить порядок планирования и контроля работ (результат: регламент, положение или памятка о планировании)

 

– Выбрать или разработать подходящую для вас форму ведения планов (результат: форма ведения плановых записей в компьютере и на бумаге)

 

– Зафиксировать процедуры текущего контроля работ (результат: план и процедуры аудита, контроля работ, на совещаниях, оперативках или личных встречах)

 

– Установить формат подведения итогов работ за плановый период (результат: требования к итоговой отчетности, отчет, справка и т.д.)
Относительно «бумажной» технологии надо оговориться в том смысле, что, конечно, план ведется в компьютере, но дальше текстового или табличного редактора дело не идет, а электронная почта просто рассылает эти, по смыслу «бумажные», а по форме «электронные» документы по адресам. Что также полезно для дела, но явно недостаточно для эффективной работы компании.
Сколько должен продолжаться этот этап? При более – менее тщательной отработке это займет порядка 3 месяцев, в зависимости от компании. И при непреклонной воле первого руководителя. Без нее игры в планирование быстро заканчиваются, а результат бесследно исчезает с менеджерского горизонта.
Автоматизация этих процессов пройдет быстрее и с меньшими потерями, если «бумажный» этап будет хорошо отработан и хотя бы минимально регламентирован. Также возможно ввести автоматизацию с самого начала, исключив условно «бумажный» этап работы с планами.